КИСЛОРОДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ Общие сведения
Кислородное оборудование летательных аппаратов предназначено для поддержания необходимой величины парциального давлення кислорода во вдыхаемом воздухе, когда это давление в атмосфере становится ниже нормального. Работа оборудования сводится к повышению процентного содержания кислорода во вдыхаемом воздухе по мере увеличения высоты полета.
К кислородному оборудованию предъявляются следующие требования:
1) повышенная надежность, которая означает способность системы сохранять свои технические характеристики в заданных пределах при всех возможных режимах работы;
2) высокое качество работы, т. е. технические характеристики оборудования должны соответствовать требованиям, обусловленным физиологией дыхания человека;
3) экономичность по расходу кислорода;
4) при пользовании кислородным оборудованием не должно быть существенных изменений в условиях дыхания человека;
5) соответствие летным данным самолета (вертолета);
6) в целях предупреждения отказов в работе кислородное оборудование должно иметь специальные аварийные устройства,
7) компактность и удобство в эксплуатации.
По принципу действия кислородные приборы делятся на два типа:
1) приборы с прерывной подачей кислорода, в которых кислород подается только во время вдоха (легочные автоматы);
2) приборы с непрерывной подачей кислорода, в которых кислород подается непрерывным потоком и бесполезно расходуется в момент выдоха.
По назначению кислородные приборы можно разделить на три группы:
1) стационарные кислородные приборы, монтируемые неподвижно около рабочих мест членов экипажа;
2) переносные кислородные приборы, которые служат для питання членов экипажа кислородом при перемещении их по летательному аппарату или при отказе стационарного кислородного прибора, для питания кислородом отдельных пассажиров (при плохом самочувствии) во время полета в загерметизированной кабине и для питания кислородом бортпроводников при перемещении в разгерметизированной кабине летательного аппарата;
3) парашютные кислородные приборы, используемые при покидании самолета на больших высотах.
На рис. 246 приведена принципиальная схема кислородного прибора с прерывной (периодической) подачей кислорода.
Кислород из баллона / поступает к редуктору 4, в котором происходит понижение его давления. Затем кислород подводится к клапану 8 прибора. При вдохе в пространстве под маской и в корпусе самого прибора создается некоторое разрежение. Под действием возникшей в результате разрежения разности давлений мембрана 10 прибора, прогибаясь внутрь, перемещает рычаг 9 и открывает клапан 8. С открытием клапана 8 кислород начинает поступать внутрь корпуса прибора и далее в маску. При выдохе, когда клапан вдоха в кислородной маске закрывается, продолжающийся приток кислорода повышает давление в корпусе прибора, и мембрана 10 прогибается в обратную сторону. Прогиб мембраны возвращает рычаг 9 в исходное положение и клапан 8 прибора закрывается, прерывая этим подачу кислорода в прибор. Продукты выдоха удаляются в атмосферу через имеющийся в масле клапан выдоха.
Рис. 246. Схема кислородного
оборудования с прибором пре-
рывной подачи кислорода:
/ — баллон; 2 — зарядный штуцер; 3 — бортовой вентиль; 4 — редукгор; 5 — манометр; 6 — приборный вен тнль; 7 — редуктор; 8 — клапан кислородного прибора; 9 — рычаг; 10 — упругая мембрана; // —кнопка; 12— штуцер присоединения шланга маски
Принципиальная схема прибора с непрерывной подачей кислорода приведена на рис. 247. В этой схеме кислород из баллона 1 высокого давления через бортовой вентиль 3 подается к первому редуктору 4, где давление снижается до 10—4 ат, а затем во второй редуктор 6, в котором давление кислорода снижается до 2— 1,5 ат.
После этого кислород через указатель расхода кислорода 10 поступает в маску. Заметим, что маска прибора негерметическая, открытого типа, так как во время вдоха в нее поступает не только кислород, но и атмосферный воздух. Для регулировки количества задаваемого в маску кислорода в приборе имеется специальная анероидная коробка — высотный регулятор.